Основные аспекты рационального питания детей школьного возраста в условиях образовательного учреждения и дома

 
Принципы рационального питания

  • Адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энергозатратам организма.
  • Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам (правильное соотношение питательных веществ, витаминов и минеральных солей в рационе).
  • Использование широкого ассортимента продуктов.
  • Оптимальный режим питания.
  • Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
  • Обеспечение безопасности питания (соблюдение всех санитарных требований к продуктам питания, их хранению, транспортировке, приготовлению).
  • Рацион питания школьников должен включать все основные группы продуктов, а именно – мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макаронные изделия и бобовые, сахар и кондитерские изделия.
  • Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир и другие кисломолочные продукты,  сыр,    творог являются      основными источниками высококачественных животных белков, способствующих нормальному росту и развитию детей, укреплению их иммунитета.
  • Усвояемость белков мяса, рыбы составляет 93 -95%, молока, яиц – 96 -98%, овощей, круп – 80%, бобовых – 70%.
  • Наличие полноценного белка в рационе – «якорь для витаминов и минеральных веществ».
  • Количество белка животного происхождения в рационе детей школьного возраста должно составлять 60% от общего количества белка.
  • В питании детей следует использовать нежирную говядину или телятину, крольчатину, нежирную свинину, курицу, индейку; из субпродуктов – печень, сердце ,почки ,мозги, язык. Мясо и субпродукты являются источником полноценных белков, фосфора, железа, меди, витаминов группы В. Менее полезны разные виды вареных и копченых  колбас, сосиски и сардельки.
  • Мясные блюда следует сочетать с овощными гарнирами.
  • Среди рекомендуемых видов рыбы- треска, минтай, хек, навага, судак и др. Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы) по своей пищевой ценности не имеют преимуществ перед свежей рыбой.
  • Мясо и рыба могут использоваться в виде разнообразных блюд – котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, антрекотов – в зависимости от индивидуальных вкусов детей.
  • Не следует сильно обжаривать пищу, лучше использовать отваривание и тушение, т.к. возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают слизистую желудка и кишечника, могут вызвать изжогу, боли в животе. Поэтому жареные блюда в питании школьников следует ограничивать.
  • Можно использовать морепродукты – кальмары, креветки, крабы и пр. Они также являются источником полноценных белков, а по наличию микроэлементов (йода) намного превосходят мясо животных.
  • Для удовлетворения потребностей организма в незаменимых аминокислотах целесообразно применять комбинации пищевых продуктов. Например, молочный белок наилучшим образом сочетается   с   белком   зерновых,   хлебных   продуктов.  Поэтому полезно  вводить  в рацион школьников молочные каши, в которых белок молока, богатый лизином, восполняет природный недостаток этой незаменимой аминокислоты в зерновых продуктах. Молочные каши широко используются в школьных завтраках.
  • Наибольшую  биологическую  ценность  в  питании детей имеют молочные белки. Поэтому молоко является обязательным, не подлежащим замене продуктом питания школьников. Молочный жир находится в состоянии эмульсии и включает биологически ценные ненасыщенные жирные кислоты, а также жирорастворимые витамины.
  • Молоко – источник минеральных солей, в том числе легкоусвояемых кальция и фосфора. Оно содержит микроэлементы: кобальт, медь, цинк, йод, алюминий.
  • В питании школьников следует широко применять различные продукты, получение которых основано на молочнокислом брожении – творог, сметану, сыры, кефир, простоквашу, йогурт, ацидофильное молоко и т.д. В результате жизнедеятельности молочнокислых бактерий в молоке образуются витамины В1, В2 и ферменты. Микроорганизмы, содержащиеся в молочнокислых продуктах,  создают в кишечнике кислую среду и подавляют жизнедеятельность гнилостных и патогенных бактерий.
  • Молочнокислые продукты являются хорошим возбудителем пищеварительной секреции, способствуют регулярному опорожнению кишечника.
  • Творог богат кальцием и фосфором, содержит незаменимые аминокислоты

Жиры

  • Значение жиров в питании школьников многообразно: они используются для пластических целей, особенно для построения нервной ткани, являются растворителями витаминов А, Д, Е, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Кроме того, некоторые жиры сами служат источником этих витаминов, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот.
  • Наиболее ценные жиры – молочный жир, который входит в состав молока и молочных продуктов (сливочного масла, сливок, сметаны), а также жир, входящий в состав яичного желтка.
  • Растительные масла (подсолнечное, кукурузное, оливковое- 12 – 18 г для школьников разных возрастных групп), источник полиненасыщенных жирных кислот, следует использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п., а сливочное (20- 50г) – для приготовления бутербродов, заправки блюд.
  • Жировой компонент пищи должен составлять не менее 30% общего суточного количества калорий.
  • При более низком содержании жира в рационе у ребенка появляется сухость и гнойничковые заболевания кожи,   выпадение   волос,  нарушается пищеварение. Одновременно понижается сопротивляемость инфекциям, нарушается обмен витаминов А, С, Е и других.
  • При избытке жиров нарушается обмен веществ, ухудшается использование белков, создается угроза развития ожирения, снижается функциональная активность  коры головного мозга, что выражается в преобладании процессов торможения.

Углеводы

  • Углеводы являются основными источниками энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью детей их энергозатраты значительны. Кроме того, напряженная умственная деятельность также связана со значительными затратами энергии. У человека мозг составляет около 2% общей массы тела, а потребляет примерно 20% всей энергии, расходуемой организмом в покое.
  • Количество углеводов в питании школьников должно быть примерно в 4 раза больше, чем белков и жиров, т.е. 280 – 400г в сутки. Нужно использовать легко усвояемые углеводы (сахар, мед, варенье, кондитерские изделия, овощи и фрукты). Источником их можно считать и молоко, которое содержит сахар – лактозу. Рекомендуемое количество сладостей следует давать после еды. Они являются специфическим пищевым раздражителем, нормализующим тонус нервной системы.
  • Основная потребность в углеводах покрывается за счет крахмала, содержащегося в хлебе, крупах, картофеле. Поэтому в детском питании предусматривается большое количество хлебобулочных изделий (300 – 400 г) и круп (до 35 г) в день. Хлеб используется ржаной и пшеничный.
  • Крупы, особенно гречневая и овсяная, наряду с углеводами, обеспечивает детей растительными жирами, белками, растительными волокнами, витаминами В1, В2, РР, магнием.
  • Вместе с тем, преимущественно углеводное питание приводит к существенным нарушениям обмена веществ и снижению иммунитета. Наблюдается отставание в росте и общем развитии детей, ожирение, склонность к гнойничковым заболеваниям, развитие кариеса.
 
 
ralph lauren outlet ralph lauren shirtsralph lauren outletpolo outlet polo outlet